О Росстройэкспо Аренда Проекты Советы Фотогалерея Контакты
Главная страница Проекты Правовая охрана бизнеса
Сертификат Эсквайр Парк
Design Speed Dating
Правовая охрана бизнеса
Правовая охрана бизнеса

Коммерческое обозначение или товарный знак:
какой режим правовой охраны требуется именно Вашему бизнесу?

Данный материал поможет вам защитить ваш бизнес. Можно ли украсть стиль, знак, торговое обозначение? Речь пойдёт об угрозах интеллектуальной собственности компании и о том, как от них оградиться.



Коммерческое обозначение или товарный знак:
какой режим правовой охраны требуется именно Вашему бизнесу?



В 2008 году в гражданское законодательство было введено понятие «коммерческого обозначения», вызвавшее массу вопросов и споров как в профессиональной юридической сфере, так и среди предпринимателей. Шестилетняя практика применения коммерческих обозначений в условиях рыночных отношений показывает, что предприниматели не всегда верно выбирают режим правовой охраны средства индивидуализации применительно к специфике конкретного бизнеса или проекта.

И так, коммерческое обозначение или товарный знак?

В этой статье мы приведем только основные особенности и преимущества как товарного знака, так и коммерческого обозначения, которые в достаточной мере помогут Вам принять правильное решение.

Исключительное право на коммерческое обозначение возникает в силу его использования, и, в отличие от товарного знака, не требует прохождения процедуры государственной регистрации прав, но при этом, должны быть выполнены определенные требования:
1. используемое обозначение должно обладать достаточными различительными признаками;
2. не вводить в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу;
3. активно использоваться собственником предприятия и в силу этого являться известным в качестве обозначения, используемого правообладателем в пределах определенной территории.

Кажущаяся простота режима правовой охраны коммерческого обозначения нередко заставляет предпринимателей сделать выбор в пользу последнего. При принятии решения важно оценить, подходит ли режим коммерческого обозначения Вашему предприятию, следует учитывать особенности и ограничения в использовании коммерческих обозначений.

1. Коммерческое обозначение может служить средством индивидуализации только предприятия, как имущественного комплекса, но не может рассматриваться в качестве такового для товаров (работ, услуг), являющихся результатом деятельности этого предприятия.
2. Изложенные выше требования к известности и различительной способности являются оценочными и, в случае возникновения спорной ситуации, правообладателю предстоит доказывать соблюдение всех перечисленных требований в суде. Такой ситуации можно избежать, если для возникновения исключительного права избрать правовой режим охраны товарного знака и пройти процедуру государственной регистрации.
3. Защита коммерческого обозначения ограничена территорией, на которой ведется деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя. Иными словами, в разных регионах или разных районах (например, Москвы), могут сосуществовать различные предприятия, но использующие идентичные коммерческие обозначения. Таким образом, в случае расширения или переезда предприятия (магазина, клиники, салона красоты и пр.), например, в соседний район Вашего города, можно столкнуться с ситуацией, когда на этой территории уже действует охрана тождественного коммерческого обозначения, принадлежащего другому предприятию. В этом случае, неизбежно переименование предприятия, что негативно сказывается на деятельности предприятия в целом, в том числе на его стоимости, потоке постоянных клиентов и пр. В этой связи, вложения в рекламную кампанию так же могут быть не оправданы.
4. В отличии от товарного знака, для защиты коммерческого обозначения правообладателю недостаточно одного факта использования тождественного или сходного до степени смешения обозначения другим лицом. В этом случае правообладатель в судебном порядке должен доказать, что его предприятие активно использует коммерческое обозначение и что оно стало известным потребителю на конкретной территории. Такая процедура делает привлечение к ответственности правонарушителя довольно сложным и затянутым процессом и расходы в этой связи могут значительно превышать стоимость прохождения процедуры государственной регистрации товарного знака, которая априори подтверждает наличие всех необходимых признаков, ввиду проведения государственной экспертизы.
5. Коммерческое обозначение носит локальный характер и, в отличии от товарного знака, не может претендовать на известность мирового масштаба.
6. Исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, в случае его неиспользования правообладателем непрерывно в течение одного года.
7. Гражданский кодекс устанавливает ограничения на распоряжение коммерческим обозначением. Коммерческое обозначение может перейти к другому лицу (в том числе по договору, в порядке универсального правопреемства и по иным основаниям, установленным законом) только в составе того предприятия, для индивидуализации которого оно используется:
     - в порядке и на условиях, предусмотренных договором аренды предприятия;
     - договором коммерческой концессии.
Наряду с перечисленными вариантами, товарный знак может быть также:
     - передан в пользование третьему лицу на условиях лицензионного договора;
     - права на товарный знак могут быть отчуждены третьему лицу, не зависимо от предприятия, которое является его правообладателем.

Оба режима правовой охраны, безусловно, имеют свои преимущества и особенности, которые могут быть использованы в каждом конкретном случае.

Если у Вас остались или возникли вопросы, патентный поверенный РФ №1100 Екатерина Камышникова окажет содействие в защите Вашей интеллектуальной собственности.
+7 916 556 1741
5561741@gmail.com

Версия для печати
2016 © "Стройэкспо на Фрунзенской"    Москва, Фрунзенская наб., 30    Схема проезда