О Росстройэкспо Аренда Проекты Советы Фотогалерея Контакты
Главная страница Проекты Правовая охрана бизнеса
Сертификат Эсквайр Парк
Design Speed Dating
Правовая охрана бизнеса
Design DAY «Золотые правила ремонта»
Правовая охрана бизнеса

Коммерческое обозначение или товарный знак:
какой режим правовой охраны требуется именно Вашему бизнесу?

Данный материал поможет вам защитить ваш бизнес. Можно ли украсть стиль, знак, торговое обозначение? Речь пойдёт об угрозах интеллектуальной собственности компании и о том, как от них оградиться.



Коммерческое обозначение или товарный знак:
какой режим правовой охраны требуется именно Вашему бизнесу?



В 2008 году в гражданское законодательство было введено понятие «коммерческого обозначения», вызвавшее массу вопросов и споров как в профессиональной юридической сфере, так и среди предпринимателей. Шестилетняя практика применения коммерческих обозначений в условиях рыночных отношений показывает, что предприниматели не всегда верно выбирают режим правовой охраны средства индивидуализации применительно к специфике конкретного бизнеса или проекта.

И так, коммерческое обозначение или товарный знак?

В этой статье мы приведем только основные особенности и преимущества как товарного знака, так и коммерческого обозначения, которые в достаточной мере помогут Вам принять правильное решение.

Исключительное право на коммерческое обозначение возникает в силу его использования, и, в отличие от товарного знака, не требует прохождения процедуры государственной регистрации прав, но при этом, должны быть выполнены определенные требования:
1. используемое обозначение должно обладать достаточными различительными признаками;
2. не вводить в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу;
3. активно использоваться собственником предприятия и в силу этого являться известным в качестве обозначения, используемого правообладателем в пределах определенной территории.

Кажущаяся простота режима правовой охраны коммерческого обозначения нередко заставляет предпринимателей сделать выбор в пользу последнего. При принятии решения важно оценить, подходит ли режим коммерческого обозначения Вашему предприятию, следует учитывать особенности и ограничения в использовании коммерческих обозначений.

1. Коммерческое обозначение может служить средством индивидуализации только предприятия, как имущественного комплекса, но не может рассматриваться в качестве такового для товаров (работ, услуг), являющихся результатом деятельности этого предприятия.
2. Изложенные выше требования к известности и различительной способности являются оценочными и, в случае возникновения спорной ситуации, правообладателю предстоит доказывать соблюдение всех перечисленных требований в суде. Такой ситуации можно избежать, если для возникновения исключительного права избрать правовой режим охраны товарного знака и пройти процедуру государственной регистрации.
3. Защита коммерческого обозначения ограничена территорией, на которой ведется деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя. Иными словами, в разных регионах или разных районах (например, Москвы), могут сосуществовать различные предприятия, но использующие идентичные коммерческие обозначения. Таким образом, в случае расширения или переезда предприятия (магазина, клиники, салона красоты и пр.), например, в соседний район Вашего города, можно столкнуться с ситуацией, когда на этой территории уже действует охрана тождественного коммерческого обозначения, принадлежащего другому предприятию. В этом случае, неизбежно переименование предприятия, что негативно сказывается на деятельности предприятия в целом, в том числе на его стоимости, потоке постоянных клиентов и пр. В этой связи, вложения в рекламную кампанию так же могут быть не оправданы.
4. В отличии от товарного знака, для защиты коммерческого обозначения правообладателю недостаточно одного факта использования тождественного или сходного до степени смешения обозначения другим лицом. В этом случае правообладатель в судебном порядке должен доказать, что его предприятие активно использует коммерческое обозначение и что оно стало известным потребителю на конкретной территории. Такая процедура делает привлечение к ответственности правонарушителя довольно сложным и затянутым процессом и расходы в этой связи могут значительно превышать стоимость прохождения процедуры государственной регистрации товарного знака, которая априори подтверждает наличие всех необходимых признаков, ввиду проведения государственной экспертизы.
5. Коммерческое обозначение носит локальный характер и, в отличии от товарного знака, не может претендовать на известность мирового масштаба.
6. Исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, в случае его неиспользования правообладателем непрерывно в течение одного года.
7. Гражданский кодекс устанавливает ограничения на распоряжение коммерческим обозначением. Коммерческое обозначение может перейти к другому лицу (в том числе по договору, в порядке универсального правопреемства и по иным основаниям, установленным законом) только в составе того предприятия, для индивидуализации которого оно используется:
     - в порядке и на условиях, предусмотренных договором аренды предприятия;
     - договором коммерческой концессии.
Наряду с перечисленными вариантами, товарный знак может быть также:
     - передан в пользование третьему лицу на условиях лицензионного договора;
     - права на товарный знак могут быть отчуждены третьему лицу, не зависимо от предприятия, которое является его правообладателем.

Оба режима правовой охраны, безусловно, имеют свои преимущества и особенности, которые могут быть использованы в каждом конкретном случае.

Если у Вас остались или возникли вопросы, патентный поверенный РФ №1100 Екатерина Камышникова окажет содействие в защите Вашей интеллектуальной собственности.
+7 916 556 1741
5561741@gmail.com

Версия для печати
2016 © "Стройэкспо на Фрунзенской"    Москва, Фрунзенская наб., 30    Схема проезда